Обратите внимание, как он не шевелит губами… почти.

© Мюзикл Чикаго (Chicago)

Не мало в свое время извели чернил на статьи обсуждающие Риз Уизерспун и Хоакин Феникс в фильме байопике “Переступить черту” (Walk the line). О том действительно ли они специально обучались вокалу и игре на музыкальных инструментах для съемок в этом фильме. И что Деми Мур тоже брала уроки пения для своей роли в “Бобби”.

Можно ли научиться петь взрослому человеку? На самом ли деле, люди не имеющие абсолютно никакого музыкального опыта, могут научиться попадать в ноты, держать ее и причем делать это весьма успешно? Под словом “успешно” имеется в виду куча аплодисментов на церемонии Grammy или другой премии.

 

Что ж, репетиторы по вокалу утверждают, что петь определенно можно научиться, даже взрослому человеку.

 

Кадр из фильма "Переступить черту". Можно ли научиться петь взрослому человеку?
Риз Уизерспун и Хоакин Феникс в фильме «Переступить черту».

 

“Я твердо убежден, что актера можно научить петь.”. говорит Дэн Манджови, музыкальный исполнитель и вокальный тренер, преподающий вокал в HB Studio и в одной из актерских школ в Нью-Йорке.

 

И хотя Уизерспун и Феникс получили восторженные похвалы в свой адрес, также как и Рене Зеллвегер за свою роль Рокси Харт в мюзикле “Чикаго”, есть люди, которые относятся к подобным высказываниям с недоверием.

 

“Иногда это срабатывает” говорит профессор Кристофер Шаррет (Christopher Sharrett) из Университета Сетона Холла (Seton Hall University).

 

“И это срабатывает только тогда, когда у человека изначально есть музыкальные способности или хоть какая-то предрасположенность.

 

Феникс и Уизерспун не только обучались вокалу в течении четырех месяцев перед съемками, но и учились играть на авто харпе в ее случае, и на гитаре в случае Феникса.

 

Актеры которые умеют петь. Как научиться петь с нуля. Красиво.
Рене Зеллвегер в мюзикле «Чикаго».

 

А Рене Зеллвегер потратила десять месяцев на изнурительные вокальные и танцевальные репетиции перед съемками “Чикаго”, также как и Деми Мур, которая репетировала над двумя песнями, включая И “Louie Louie”, в одной из звукозаписывающих студий в Лос-Анджелеса, для их самостоятельного исполнения.

 

“Это было очень, очень тяжело” жаловалась Уизерспун в одном из интервью Vogue. “Я так нервничала, что имела при себе ведерко на случай если мой завтрак попросится наружу, перед моим выходом на сцену. Я собиралась сдаться наверное, раз шесть. Я говорила “Джим, (Мангольд, режиссер) почему бы просто не пригласить Лиэнн Раймс — пусть она поет за меня?”

 

“Актерам без музыкального прошлого и приличного голоса, требуется по крайней мере шесть месяцев упорной работы с репетитором, чтобы более или менее прилично выглядеть и звучать на экране или сцене.” говорит музыкант Дэн Мнджови.

 

Как утверждает Манджови, обучение новичков в данном случае больше сводится к тому, чтобы избавить их от страха выступления перед публикой, научить их попадать в ноты и сглаживать переходы между верхним и нижним регистрами.

 

В особенности, верхний голос контролируется совершенно другим набором мускулов и что здесь нужно сделать, так это расслабить их, чтобы они начали работать правильно, а не наоборот напрягаться, что зачастую приводит к повреждениям голосовых связок.

 

Можно ли научиться петь если нет голоса и слуха?

 

Часто новички приходят в студию и жалуются, что не могут петь потому что у них якобы нет слуха. Но ведь дело не в этом.

 

“Отсутствие слуха — весьма редкий феномен, который разумеется, включает в себя и людей с какими-то дефектами слуха, верно,” говорит Манджови. ”Но здесь люди ошибочно путают трудность попадания в ноты с полной неспособностью это делать.”

 

Иногда же, просто страх пения перед публикой, мешает артистам точно настроить свой голосовой аппарат.

 

Дебора Лапидус (Deborah Lapidus) вокальный тренер Джульярдской школы (Juilliard School), рассказывает: “ Иногда некоторые из студентов полностью терялись и даже приходили в ужас, выходя на сцену. 

 

Кто-то начинал рыдать, ломать и швырять вещи, а некоторые теряли способность стоять на ногах. Был один студент, который однажды вышел на сцену, начал петь, а потом вдруг, ни с того ни с сего, закричал “Я ослеп! Я ослеп!” (т.н истерическая слепота. при. редактора).

 

Даже в кино, где недостатки вырезаются, заретушевываются или сглаживаются во время записи — страх перед выступлением всегда остается значимым фактором. И часть этого страха основывается на боязни критики со стороны других людей. Даже талантливые и ныне известные артисты в пору их юности, получали насмешки в свой адрес.

 

Риз Уизерспун вспоминает свой опыт записи альбома и живых выступлений на концертах перед сотнями статистов, как “ужасающий” (horrifying) — и приводит в пример случай из детства, когда она пела для роли в детском спектакле и ей посоветовали никогда этого больше не делать (to avoid ever trying it again. прим. переводчика.).

 

“У некоторых имеется горький багаж в этой области. Это как экзорцизм — научить кого-то петь. Ты изгоняешь дух всех тех негативных знаний и опыта, который человек получил ранее в своей жизни” говорит Лапидус, человек который помогал актерам включая Сигурни Уивер, Джейн Аддамс и Андре Брауэр, в подготовке к их ролям в фильмах “Белоснежка”, “Счастье” и “Дуэты” соответственно.

 

В случае с Уивер все закончилось дубляжом, но для него она также готовилась. По словам Лапидус, даже те из актеров, кто собирается петь под фонограмму (lip-synching) должны уметь и знать как певцы используют свое тело.

 

Мангольд в своем байопике о Джонни Кэше, требовал от актеров исполнявших главные роли избегать подражания. Особенно Хоакина Феникса, кто играл роль человека с очень узнаваемым голосом.

 

С другой стороны, при съемках фильма “Рэй”, байопика вышедшего на экраны годом ранее, режиссер Тэйлор Хэкфорд (Taylor Hackford) использовал совершенно иной подход. Так в случае с актером Джейми Фоксом, исполнявшего роль Рэя Чарльза, использовали фонограмму.

 

Хотя Фокс определенно талантливый актер, у него есть музыкальный опыт, он сам играл на фортепиано в фильме и даже забрал домой статуэтку Оскара за “Лучшую мужскую роль”.

 

“Здесь не может быть идеального решения” говорит Крис Уилман, репортер Entertainment Weekly, присутствовавший на съемках и бравший интервью у главных актеров для статьи издания (November cover story).

 

“Ситуация, в которой не может быть проигравшего или победителя. В первые десять минут фильма зрители обращают внимание либо на правдоподобность звучания, либо они отвлекаются на настоящие голоса актеров”.

 

История помнит как известные блестящие, так и известные провальные примеры пополнений, в которых использовались оба упомянутых подхода:

 

  • Широко известная роль Гэри Бьюзи в “Истории Бадди Холли” (1978), в которой Бьюзи пел сам;
  • Сисси Спейсек в роли Лоретты Линн, в фильме “Дочь шахтера” (1980). где Спейсек обладая музыкальным опытом, пела своим голосом и даже номинировалась на премию Грэмми за свое исполнение;
  • Джейми Фокс в роли Рэя Чарльза в фильме “Рэй” (2004), в котором он хоть и использовалась фонограмма, но Фокс практически безупречно вжился в роль слепого музыканта;
  • Кевин Спейси исполнивший роль Бобби Дарина в картине “У моря” (2004).

 

Среди сравнительно недавних выступлений есть и такие, которых оказались, мягко говоря не очень, а в некоторых случаях, совсем уж. Как то:

 

  • Деннис Куэйд пел под фонограмму (и весьма скверно) в роли Джерри Ли Льюиса в «Больших огненных шарах» (1989);
  • Джилл Клейберг в роли оперной певицы Катерины Сильвери в “Ла Луне” (1979);
  • И Кэтрин Хепберн исполнившая роль Коко Шанель в бродвейском мюзикле “Коко” (1969), за которую она получила премию Тони (Tony Award) и в основном положительные отзывы в свой адрес за свой вокал, хотя критики с хорошим слухом так не посчитали.

 

Были и смешанные отзывы, в частности о роли Зеллвегер (не опытной в тот момент в плане музыки) в “Чикаго” (2002), которая кроме похвал, получила долю резких высказываний в свой адрес (кстати ее коллеги по мюзиклу обладали довольно обширным музыкальный опытом, так что им не перемывали косточки относительно их исполнения).

 

В случае Эвана МакГрегора и Николь Кидман в фильме “Мулен Руж” (2001), обучавшиеся у самого музыкального режиссера фильма, мнения критиков разделились в споре насколько хорошо они вытянули свои роли.

 

Даже у Феникс и Уизерспун, чье исполнение большинство бы отнесли к категории успешных, нашлись те, кто рассуждали, насколько голоса актеров соответствовали голосам Кэша и Картер.

 

Среди известных вокалистов часто встречаются те, кто не считают зазорным стать закадровым исполнителем.

 

Среди известных была Марни Никсон, обладательница невероятного голоса, которая пела за Дебору Керр в ленте “Король и Я” (1956) и в “Незабываемом романе” (1957); за Натали Вуд в “Вестсайдской истории” (1961) и за Одри Хепберн в фильме “Моя прекрасная леди” (1964).

 

И вам наверняка приходилось слышать ее высокие ноты в картине “Джентльмены предпочитают блондинок” (1953), где она стала “неаккредитованным двойником” Мэрилин Монро.

 

Возможно, шоу “Дуэты” студии  Саймона Коуэлла “American Idol”, не позволит Голливуду вернуться к практике привлечения закадровых исполнителей. А после успеха проектов “Танцы со звездами” и “Звезды на льду” мы видим, что актеры могут вполне успешно соревноваться даже с профессиональными вокалистами.

 

В видео ниже актеры, которые умеют петь. Некоторые из них начинали свою карьеру как певцы, некоторые как актеры музыкальных театров, а кто-то прежде к музыке не имел ни какого отношения. Многие из них вам наверняка знакомы.

 

 

У людей легче получается танцевать, чем например петь или играть на фортепиано.

Можно научить их танцевать джиттербагу, но невероятно сложно научить их звучать как Синатра.

 Кристофер Шаррет

 

По материалам: foxnews.com

 

Читайте также:

 

 

  • Комментарии к записи Можно ли научиться петь взрослому человеку? отключены