Представляем вашему вниманию разбзор и анализ фильма «Сияние» от Майкла Такера (Michael Tucker), режиссера и авторов уроков сценария на Lessons from the Screenplay.

 

Ни одно кино не пугает меня так как “Сияние”. Обычно я вздрагиваю при виде чего-то неожиданного, переживаю за героев, когда они находятся в критической ситуации. Но только “Сияние” пугает по-настоящему. Гипнотизирует, заставляет оглянуться, почувствовать, как будто кто-то,а может что-то стоит у меня за спиной.

 

Читайте также: Отели, в которых снимали «Сияние».

 

Сейчас мы с вами попытаемся понять как Стэнли Кубрик и Диана Джонсон подошли к написанию сценарии фильма и попробуем узнать, как им удалось создать культовый фильм ужасов всех времен и как именно они это сделали. Каким образом нас пугает “Сияние”.

 

Сразу надо сказать, что сценарий, по которому велись съемки, я не нашел. В свободном доступе есть только монтажная версия, а это как бы, копия фильма. Тогда я попросил совета у Ли Анкрича, режиссера фильма “История игрушек 3” и владельца гостиницы “Overlook”, и оказалось, что нужный сценарий находится довольно далеко.

Фраза из фильма "Сияние", "А вот и Джонни!", 1980 фото, момент из фильма сияние

 

Еще я обнаружил, что сценарий начали писать непосредственно перед съемками фильма. Диана Джонсон даже ездила на съемочную площадку, чтобы утвердить некоторые мизансцены. Оказывается сценарий многократно переписывался, но режиссерскую копию трудно достать и по другой причине: ее не хотел публиковать и сам Кубрик. Он говорил: “Сценарии нужны не для чтения, а для съемок”.

 

“A screenplay isn’t meant to be read? It’s to be realized on film.”

Но когда речь заходит  “Сиянии”, создании фильма и написание сценария происходило одновременно. К счастью сохранилось много информации о ходе съемок, а именно о процессе написания.

 

По словам Джонсон Стэнли писал с точки зрения отдельных временных отрезков и их связи в структуре целого фильма. Сценарий картины был поделен на несколько глав. В начале их названия обозначают тему, например “Собеседование” или День закрытия”. Однако по ходу фильма временные рамки сужаются от месяца до дней недели, а за тем до каждого часа в гостинице “Оверлук”.

 

Именно такой подход создает атмосферу и динамику ожидания. Дает понять, что фильм неумолимо движется к развязке, и мы с этим ничего поделать не можем.

 

Читать также: «Сияние». Как появился известный мем.

 

Чтобы понять почему же “Сияние” так сильно давит на психологически, я решил сравнить его с другими фильмами ужасов. В первую очередь в глаза бросается экспозиция: нас самого начала говорят о предстоящей опасности.

 

Вместо того, чтобы попытаться убедить зрителя, что Джек не может нанести вред своей семье, нам сразу дают понять о том, что он алкоголик и уже пытался поднимать руку на Денни. Нам даже рассказывают про бывшего смотрителя гостиницы, который свихнулся и убил свою семью с помощью топора, как потом сделает Джек. У зрителя складывается неприязнь и сомнение относительно Джека.

 

Но более всего удивляет как рано в фильме начинает, появляется мистика. На этом моменте из истории пропадает загадка, ведь зрителю, как бы, дают понять, что будет дальше, но ведь ужас не что том произойдет, ужас в том как это произойдет.

 

Кубрик изначально не хотел следовать канонам жанра и снять нечто большее, чем просто фильм ужасов. Как сказала Джонсон”

 

“Это правдоподобный, без дешевых приемов, сюжетных дыр, с понятной мотивацией героев, по-настоящему страшный фильм”.

 

И знаете, что тяготит меня больше всего?…

Он…

Суть фильма "Сияние", краткое содержание, какого года фильм сияние

 

Жуть это что-то совсем непохожее на другие виды страха.

 

В 2013 году это чувство описали психологи Фрэнсис Мак Эндрю и Сара Куэнки. Они пишут:

 

“Жуть это чувство тревоги, в ситуациях, когда человек не уверен в наличии опасности или в природе этой опасности.”

 

Согласно этой же теории люди боятся масок. Мы не можем быть уверены, что человек в маске не представляет для нас опасности. Его намерения сомнительны и не понятны.

 

Сияние объяснение фильма, сияние фильм озвучка, чем закончился фильм
Две близняшки из фильма «Сияние».

Думаю, именно поэтому меня так сильно пугают эти две девочки:

 

Сначала на большом расстоянии нам не удается рассмотреть их лица, но даже приблизившись мы не понимаем, что им нужно. Очевидно, что девочки здесь не просто так, но продолжают стоять на месте с таким же пустыми лицами. В том же исследовании о страхе существует следующий пример: если вы ночью идете по улице, и из соседнего переулка доносится шум, то в голову сразу приходит мысль о том, что там вас кто-то или что-то поджидает. Даже на звук упавшей бутылки наш наученный эволюцией мозг будет реагировать как на что-то опасное.

 

”Сияние” играет на активации наших первобытных инстинктов и страхов. В фильме пугающая и непредсказуемая музыка она может звучать, когда ничего не происходит и затихнуть, несмотря на изменения в сцене. Она будто дает сигнал всегда оставаться начеку. Она как звук из переулка предупреждает, что впереди может подстерегать опасность. Но окружении отеля говорит нам об обратном. В гостинице присутствует яркий естественный свет, что совсем не похоже на привычную атмосферу ужастиков. Это только усиливает тревогу, сообщает зрителю, что за внешним обликом творится что-то ужасное, словно за маской. Лучше всего страх перед неопределенностью передается в сцене, когда Дэнни играет со своими игрушками, где в какой-то момент к нему прикатывается мячик. Дэнни поднимает голову и видит пустой коридор.

 

про что фильм сияние, где снимали фильм сияние
Кадр из фильма «Сияние».

 

В самом мячике нет ничего страшного — нас пугает неизвестность. Кто его бросил? И за чем? Дэнни идет по коридору и видит, что дверь номера 237 раскрыта нараспашку. Та самая дверь, в которую нельзя входить. Вот только эта комната совсем не выглядит страшной: там светло и даже приятно.

 

Из-за такого контраста между ожиданием угрозы и отсутствием опасности, зритель попадает в тяжелое напряжение: непонятно чего ждать дальше. В этом смысле “Сияние” перестает пугать ближе к концу фильма. Точнее пугает, но делает это другими способами. Чем больше мы узнаем какие тайны хранит в себе тайны гостиница “Оверлук” и какие духи в ней обитают, тем менее иллюзорной становится угроза.

 

Где снимали фильм "Сияние" 1980, анализ фильма
Настоящая фотография постояльцев отеля Оверлук. 1921 год.

 

Когда Джек нападает на свою семью, становиться понятно чего стоит бояться и теперь это всего лишь история о маньяке с топором, больше напряженная, нежели жуткая.

 

“Сияние” — это отличный пример того как фильм манипулирует нашей психикой. Стэнли Кубрик и Диана Джонсон показали нам, что самые жуткие страхи живут не среди чудовищ на экране, а внутри нашего собственного воображения. Кубрик доказал, что хорошее кино может играть на врожденных страхах. Даже с помощью самой простой истории.

 

Небольшое видео о том как снимали фильм «Сияние».

 

 

В конце концов, Кубрик сам говорил:

“Это просто история одного из членов семьи, который тихо сходит с ума”.

 

Читайте также: Места, в которых снимали «Сияние».

  • Комментарии к записи Разбзор и анализ фильма «Сияние» 1980 года от Майкла Такера отключены